Приложение
к письму Департамента
государственной политики в образовании
«28» декабря 2009 г. № 03-2672
Разъяснения
по формированию
примерных основных образовательных программ
высшего профессионального образования
в соответствии с требованиями
федеральных государственных образовательных стандартов
Москва 2009 г.
Примерная основная образовательная программа (ПООП) бакалавриата (магистратуры, подготовки специалиста) разрабатывается на основе требований соответствующего федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
Примерная основная образовательная программа включает в себя следующие элементы:
- титульный лист;
- список профилей данного направления подготовки бакалавров (специализаций по специальности); перечень магистерских программ не приводится;
- требования к результатам освоения основной образовательной программы;
- примерный учебный план;
- примерные программы дисциплин;
- список разработчиков ПООП, экспертов.
1. Титульный лист
На титульном листе (Приложение 1) указывается высшее учебное заведение Российской Федерации - разработчик, наименование направления подготовки или специальности, квалификация (степень) выпускников (бакалавр, магистр, специалист), форма обучения (очная) и нормативный срок освоения основной образовательной программы. Указываются ссылки на приказы Минобрнауки России, утвердившие соответствующее направление подготовки или специальность, а также соответствующий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.
Примерная основная образовательная программа утверждается руководителем организации, которая разработала проект соответствующего ФГОС ВПО, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации.
ПООП может быть разработана и утверждена вузом или государственно-общественным объединением в инициативном порядке.
2. Список профилей данного направления подготовки (специализаций по специальности)
Список профилей по данному направлению подготовки в бакалавриате (специализаций по специальности); должен быть одобрен вузовским сообществом и согласован с работодателем. Приводятся только те профили подготовки (специализации), которые имеют соответствующее учебно-методическое обеспечение.
3. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы
В данном разделе указываются общекультурные и профессиональные (общепрофессиональные и по видам деятельности) компетенции выпускника в соответствии с ФГОС ВПО, сформированные разработчиком с учетом профиля подготовки (специализации).
4. Примерный учебный план
Примерный учебный план (Приложение 2) должен содержать:
а) перечень учебных циклов в соответствии с ФГОС ВПО;
б) трудоемкость цикла, а также его базовой и вариативной частей, в зачетных единицах и академических часах с учетом интервала, заданного соответствующим ФГОС ВПО;
в) в каждом цикле перечень дисциплин базовой и вариативной части, определяющей профиль подготовки (при этом дисциплины по выбору обучающихся не расшифровываются);
г) трудоемкость каждой дисциплины в зачетных единицах и академических часах. При этом следует исходить из условия, что одна зачетная единица эквивалентна 36 академическим часам.
д) распределение дисциплин по семестрам (без указания ее трудоемкости в каждом семестре);
ж) форма промежуточной аттестации:
- по каждой дисциплине;
- по каждой практике;
з) рекомендуемые виды и продолжительность практик;
и) вид и продолжительность итоговой государственной аттестации.
5. Примерные программы дисциплин
Примерные программы учебных дисциплин (Приложение 3) должны быть разработаны на первом этапе разработки ПООП для всех дисциплин базовой части каждого цикла, а также (на втором этапе разработки ПООП) для дисциплин вариативной части каждого цикла, определяющих профили подготовки (специализации), указанные в ПООП.
На первом этапе разработки ПООП примерные программы дисциплин могут быть разработаны в виде кратких аннотаций.
При этом примерные программы дисциплин по «Истории», «Философии», «Иностранному языку», «Безопасности жизнедеятельности» и «Физической культуре» разрабатываются соответствующими научно-методическими советами (НМС) и рекомендуются Минобрнауки России. При разработке примерных учебных планов объем дисциплин по «Истории» - не менее 4 зачетных единиц, «Философии» - не менее 4 зачетных единиц, «Иностранному языку»- не менее 9 зачетных единиц, «Безопасности жизнедеятельности» от 3 до 6 зачетных единиц и «Физической культуре» не менее 2 зачетных единиц (400 академических часов).
Разработчики ПООП могут воспользоваться примерными программами дисциплин математического и естественнонаучного цикла (математика, информатика, физика, химия, экология и др.), гуманитарного, социального и экономического цикла (экономика, социология, культурология и др.) рекомендованными соответствующими НМС, а могут разработать их самостоятельно. Примерные программы математического и естественнонаучного цикла (математика, информатика, физика, химия, экология и теоретическая механика) и рекомендации по их трудоемкости в зачетных единицах выставлены на сайте (www.muctr.ru). Примерные программы гуманитарного, социального и экономического цикла (философия, история, иностранный язык, физическая культура) выставлены на Портале "Социально-гуманитарное и политологическое образование" в разделе "Философия". Адрес в Интернете:
http://images.humanities.edu.ru/pubs/2010/01/20/0000086880/pp_ph.pdf/. Примерная программа профессионального цикла «Безопасность ;изнедеятельности» будет выставлена на сайте МГТУ им. Н.Э.Баумана после ее согласования с МЧС России, Минприроды России, Минздравсоцразвития России, Ростехнадзором.
6. Список разработчиков ПООП, экспертов
Разработчики:
___________________ __________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Приложение 1
Утверждено
Руководитель учреждения – разработчика
___________ подпись
от _________ 2010 г.
Примерная
основная образовательная программа
высшего профессионального образования
Направление подготовки (специальность)
_____________________________________________________________,
(указывается код и наименование направления подготовки (специальности))
утверждено приказом Минобрнауки России от 17 сентября 2009 г. № 337 (постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 г. № 1136).
ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от …….20__ г. № ….
Квалификация (степень) выпускника _______________________
(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)
Нормативный срок освоения программы ______________
(указывается нормативный срок освоения программы в соответствии с ФГОС)
Форма обучения - очная.
Приложение 2
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
подготовки бакалавра по направлению ______________________________________
(указывается в соответствии с ФГОС)
Квалификация (степень) - бакалавр
Нормативный срок обучения – ______ года
(указывается в соответствии с ФГОС)
№ п/п |
Наименование дисциплин (в том числе практик) |
Трудоемкость |
Примерное распределение по семестрам (количество семестров указывается в соответствии с нормативным сроком обучения, установленным ФГОС) |
||||||||||||
Зачетные единицы |
Академические часы |
1-й семестр |
2-й семестр |
3-й семестр |
4-й семестр |
5-й семестр |
6-й семестр |
7-й семестр |
8-й семестр |
Форма промежут. аттестации |
Примечание |
||||
Количество недель (указывается количество недель по семестрам) |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
||
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Базовая часть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
1.1. |
История |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1.2. |
Философия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1.3. |
Иностранный язык |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1.4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1.5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Вариативная часть*, в т.ч. дисциплины по выбору студента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Дисциплины по выбору студента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Б.2 Математический и естественнонаучный цикл (наименование цикла указывается в соответствии с ФГОС) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Базовая часть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Вариативная часть*, в т.ч. дисциплины по выбору студента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Дисциплины по выбору студента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Б.3 Профессиональный цикл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Базовая часть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Безопасность жизнедеятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Вариативная часть*, в т.ч. дисциплины по выбору студента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Профиль 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Профиль 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Профиль 3 и т.д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Дисциплины по выбору студента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Б.4 Физическая культура |
2 |
400 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Б.5 Учебная и производственная практики (разделом учебной практики может быть НИР обучающегося) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Б.6 Итоговая государственная аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Всего: (указывается в соответствии с ФГОС) |
240
|
8640 (+328)* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
* В скобках указаны часы, выделенные на реализацию дисциплины Физическая культура сверх нормативно определенного часового эквивалента для двух зачетных единиц.
В колонках 5-12 символом «´» указываются семестры для данной дисциплины; в колонке 13– форма промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине).
По усмотрению разработчиков примерный учебный план может быть сделан для каждого профиля подготовки в отдельности.
В циклах Б1 и Б2 возможно деление вариативной части по профилям.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
подготовки магистра по направлению подготовки ___________
(указывается в соответствии с ФГОС)
Квалификация (степень) - магистр
Нормативный срок обучения – ___ года
(указывается в соответствии с ФГОС)
№ п/п |
Наименование дисциплин (в том числе практик) |
Зачетные единицы |
Академические часы |
Примерное распределение по семестрам (количество семестров указывается в соответствии с нормативным сроком обучения, установленным ФГОС) |
|||||
Трудоемкость по ФГОС |
Трудоемкость |
1-й семестр |
2-й семестр |
3-й семестр |
4-й семестр |
Форма промежуточной аттестации |
|||
Количество недель (указывается количество недель по семестрам) |
|||||||||
|
|
|
|
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
М.1 Общенаучный цикл |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Базовая часть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариативная часть*, в т.ч. дисциплины по выбору студента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дисциплины по выбору студента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М.2 Профессиональный цикл |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Вариативная часть*, в т.ч. дисциплины по выбору студента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дисциплины по выбору студента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М.3 Практика и научно-исследовательская работа |
|
|
|
|
|
|
|
||
М.4 Итоговая государственная аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
||
Всего: (указывается в соответствии с ФГОС) |
|
|
|
|
|
|
|
В колонках 5-8 символом «´» указываются семестры для данной дисциплины; в колонке 9– форма промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине)
*) Дисциплины вариативной части приводятся в качестве
примера по одной магистерской программе.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
подготовки по специальности ______________________________________
(указывается в соответствии с ФГОС)
Квалификация (степень) - ____________
(указывается в соответствии с ФГОС
Нормативный срок обучения – ______ лет
(указывается в соответствии с ФГОС)
№ п/п |
Наименование дисциплин (в том числе практик) |
Трудоемкость |
Примерное распределение по семестрам (количество семестров указывается в соответствии с нормативным сроком обучения, установленным ФГОС) |
||||||||||||
Зачетные единицы |
Часы |
1-й семестр |
2-й семестр |
3-й семестр |
4-й семестр |
5-й семестр |
6-й семестр |
7-й семестр |
8-й семестр |
9-й семестр |
10-й семестр |
Форма проме-жуточной аттестации |
Примечание |
||
Количество недель (указывается количество недель по семестрам) |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Базовая часть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1. |
История |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2. |
Философия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3. |
Иностранный язык |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.5. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Специализация 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Специализация 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б.2 Математический и естественнонаучный цикл (наименование цикла указывается в соответствии с ФГОС) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Базовая часть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Безопасность жизнедеятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Специализация 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Специализация 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б.3 Профессиональный цикл |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Базовая часть |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Безопасность жизнедеятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Специализация 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Специализация 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариативная часть, в т.ч. дисциплины по выбору студента |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б.4 Физическая культура |
2 |
400 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б.5 Учебная и производственная практики (разделом учебной практики может быть НИР обучающегося) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Б.6 Итоговая государственная аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего: (указывается в соответствии с ФГОС) |
|
(+328)* |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* В скобках указаны часы, выделенные на реализацию дисциплины Физическая культура сверх нормативно определенного часового эквивалента для двух зачетных единиц.
В колонках 5-14 символом «´» указываются семестры для данной дисциплины; в колонке 15– форма промежуточной аттестации (итогового контроля по дисциплине)
Приложение 3
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины ____________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Рекомендуется для направления (ий) подготовки (специальности (ей))
_____________________________________________________________
(указываются код и наименования направления(ий)
подготовки (специальности (ей) и/или профилей (специализаций)
Квалификация (степень) выпускника _______________________
(указывается квалификация (степень) выпускника в соответствии с ФГОС)
1. Цели и задачи дисциплины: ________________________________________________ _____________________________________________________________________________
2. Место дисциплины в структуре ООП: __________________________________________________________________________
(указывается цикл, к которому относится дисциплина; формулируются требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента, необходимым для ее изучения; определяются дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей)
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
_____________________________________________________________________________ (указываются в соответствии с ФГОС ВПО)
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: _____________________________________________________________________
Уметь: ____________________________________________________________________
Владеть:____________________________________________________________________
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет ___________ зачетных единиц.
Вид учебной работы |
Всего часов |
Семестры |
|||
|
|
|
|
||
Аудиторные занятия (всего) |
|
|
|
|
|
В том числе: |
- |
- |
- |
- |
- |
Лекции |
|
|
|
|
|
Практические занятия (ПЗ) |
|
|
|
|
|
Семинары (С) |
|
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР) |
|
|
|
|
|
Самостоятельная работа (всего) |
|
|
|
|
|
В том числе: |
- |
- |
- |
- |
- |
Курсовой проект (работа) |
|
|
|
|
|
Расчетно-графические работы |
|
|
|
|
|
Реферат |
|
|
|
|
|
Другие виды самостоятельной работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен) |
|
|
|
|
|
Общая трудоемкость час зач. ед. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Содержание раздела |
1. |
|
|
2. |
|
|
….. |
|
|
(Содержание указывается в дидактических единицах. По усмотрению разработчиков материал может излагаться не в форме таблицы)
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п |
Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин |
№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
… |
||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины |
Лекц. |
Практ. зан. |
Лаб. зан. |
Семин |
СРС |
Все-го час. |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
…. |
|
|
|
|
|
|
|
6. Лабораторный практикум
№ п/п |
№ раздела дисциплины |
Наименование лабораторных работ |
Трудо-емкость (час.) |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
… |
|
|
|
7. Практические занятия (семинары)
№ п/п |
№ раздела дисциплины |
Тематика практических занятий (семинаров) |
Трудо-емкость (час.) |
1. |
|
|
|
2. |
|
|
|
… |
|
|
|
8. Примерная тематика курсовых проектов (работ)_______________________________
_____________________________________________________________________________
9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература________________________________________________________
____________________________________________________________________________
б) дополнительная литература__________________________________________________
____________________________________________________________________________
в) программное обеспечение___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы___________________
____________________________________________________________________________
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
_____________________________________________________________________________
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:
(указываются рекомендуемые модули внутри дисциплины или междисциплинарные модули, в состав которых она может входить, образовательные технологии, а также примеры оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации)
_____________________________________________________________________________
Разработчики:
___________________ __________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
___________________ _________________ _____________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)