Приложение
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
по
специальности
090305
Информационная безопасность автоматизированных систем
1.1. Настоящий федеральный государственный
образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее –
ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации
основных профессиональных образовательных программ по специальности 090305
Информационная безопасность автоматизированных систем всеми образовательными
учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной
профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную
аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной
профессиональной образовательной программы по специальности среднего
профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего
профессионального и высшего профессионального образования при наличии
соответствующей лицензии.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ
СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО – среднее профессиональное
образование;
ФГОС СПО – федеральный
государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования;
ОУ – образовательное учреждение;
ОПОП – основная профессиональная образовательная
программа по специальности;
ОК – общая компетенция;
ПК – профессиональная компетенция;
ПМ – профессиональный модуль;
МДК – междисциплинарный
курс.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА
ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
3.1. Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной
программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной
форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
Таблица
1
Образовательная база приема |
Код и наименование квалификации
базовой подготовки |
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
51. Техник по защите информации |
2 года 10 месяцев |
на базе основного общего образования |
3 года 10 месяцев[1] |
3.2. Нормативный срок освоения
основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования углубленной подготовки превышает на один год срок освоения
основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального
образования базовой подготовки.
Нормативные сроки освоения основной профессиональной
образовательной программы среднего профессионального образования углубленной
подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся
в таблице 2.
Таблица
2
Образовательная база приема |
Код и наименование квалификации
углубленной подготовки |
Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
52. Старший техник по защите информации |
3 года 10 месяцев |
на базе основного общего образования |
4 года 10 месяцев1 |
Срок освоения
ОПОП СПО базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения
образования увеличивается:
на
базе среднего (полного) общего образования – не более чем
на 1 год;
на
базе основного общего образования – не более чем на 1,5 года.
Срок освоения
ОПОП СПО углубленной подготовки по очно-заочной (вечерней) форме получения
образования увеличивается:
на
базе среднего (полного) общего образования – не более чем
на 1 год;
на
базе основного общего образования – не более чем на 1,5 года.
IV.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ВЫПУСКНИКОВ
4.1. Область профессиональной деятельности
выпускников:
организация и проведение работ по
обеспечению защиты
автоматизированных систем в организациях различных структур и
отраслевой направленности.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
автоматизированные
системы;
методы
и средства обеспечения информационной безопасности
автоматизированных систем;
первичные
трудовые коллективы.
4.3. Техник по защите информации готовится к следующим
видам деятельности:
4.3.1. Эксплуатация
подсистем безопасности автоматизированных систем.
4.3.2. Применение
программно-аппаратных средств обеспечения
информационной безопасности.
4.3.3. Применение
инженерно-технических средств обеспечения
информационной безопасности.
4.3.4. Выполнение работ
по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к
ФГОС).
4.4. Старший техник по защите информации готовится
к следующим видам деятельности:
4.4.1. Эксплуатация
подсистем безопасности автоматизированных систем.
4.4.2. Применение
программно-аппаратных средств обеспечения
информационной безопасности.
4.4.3. Применение инженерно-технических
средств обеспечения
информационной безопасности.
4.4.4. Эксплуатация
комплексных систем обеспечения
информационной безопасности в автоматизированных системах.
4.4.5. Выполнение работ
по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (приложение к
ФГОС).
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
5.1. Техник по защите информации должен обладать
общими компетенциями, включающими
в себя способность:
ОК
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, обладать
высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области
обеспечения информационной безопасности.
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать
решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять
поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать
информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать
в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
потребителями.
ОК 7. Брать
на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат
выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно
определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием,
осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться
в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять
воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных
знаний (для юношей).
ОК
11. Формулировать задачи логического характера и применять средства
математической логики для их решения.
ОК
12. Владеть основными методами и средствами разработки программного обеспечения.
ОК
13. Производить инсталляцию и настройку автоматизированных информационных
систем, выполнять в автоматизированных информационных системах регламентные
работы по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению при отказах.
5.2. Техник по защите информации должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими
основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Эксплуатация
подсистем безопасности
автоматизированных систем.
ПК 1.1. Участвовать
в эксплуатации компонентов подсистем
безопасности автоматизированных систем, в проверке их технического
состояния, в проведении технического обслуживания и текущего ремонта, устранении отказов и
восстановлении работоспособности.
ПК 1.2. Выполнять
работы по администрированию подсистем
безопасности автоматизированных систем.
ПК 1.3. Производить
установку и адаптацию компонентов подсистем безопасности автоматизированных
систем.
ПК 1.4. Организовывать
мероприятия по охране труда и технике безопасности в процессе эксплуатации
автоматизированных систем и средств защиты информации в них.
ПК 1.5. Вести
техническую документацию, связанную
с эксплуатацией средств технической защиты и контроля информации
в автоматизированных системах.
5.2.2. Применение
программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности.
ПК 2.1. Применять
программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности.
ПК 2.2. Участвовать
в эксплуатации программно-аппаратных средств обеспечения информационной
безопасности, в проверке их технического состояния, в проведении
технического обслуживания и текущего
ремонта, устранении отказов и восстановлении работоспособности.
ПК 2.3. Участвовать
в мониторинге эффективности применяемых
программно-аппаратных средств обеспечения информационной
безопасности.
ПК 2.4. Участвовать
в обеспечении учета, обработки, хранения и
передачи конфиденциальной информации.
ПК 2.5. Решать
частные технические задачи, возникающие
при проведении всех видов плановых и внеплановых контрольных проверок, при аттестации объектов, помещений, программ,
алгоритмов.
ПК 2.6. Применять
нормативные правовые акты, нормативно-методические документы по
обеспечению информационной безопасности программно-аппаратными
средствами.
5.2.3. Применение
инженерно-технических средств обеспечения информационной безопасности.
ПК 3.1. Применять
инженерно-технические средства обеспечения информационной безопасности.
ПК 3.2. Участвовать
в эксплуатации инженерно-технических средств обеспечения информационной
безопасности, в проверке их технического состояния, в проведении
технического обслуживания и текущего
ремонта, устранении отказов и восстановлении работоспособности.
ПК 3.3. Участвовать
в мониторинге эффективности применяемых
инженерно-технических средств обеспечения информационной
безопасности.
ПК 3.4. Решать
частные технические задачи, возникающие
при проведении всех видов плановых и внеплановых контрольных проверок, при аттестации объектов, помещений, технических
средств.
ПК 3.5. Применять
нормативные правовые акты, нормативно-
методические документы по обеспечению информационной
безопасности инженерно-техническими средствами.
5.2.4. Выполнение
работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
5.3. Старший техник по защите информации, освоивший ОПОП
СПО углубленной подготовки, должен
обладать общими компетенциями, включающими
в себя способность:
ОК
1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, обладать
высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области
обеспечения информационной безопасности.
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность, определять методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать
проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять
поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения
профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать
информационно-коммуникационные технологии для совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать
в коллективе и команде, обеспечивать их сплочение, эффективно общаться с
коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить
цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их
работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно
определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься
самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть
готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять
воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
ОК
11. Формулировать задачи логического характера и применять средства
математической логики для их решения.
ОК
12. Владеть основными методами и средствами разработки программного обеспечения.
ОК
13. Производить инсталляцию и настройку автоматизированных информационных
систем, выполнять в автоматизированных информационных системах регламентные
работы по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению при отказах.
5.4. Старший техник по защите информации должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими
основным видам профессиональной деятельности.
5.4.1. Эксплуатация
подсистем безопасности автоматизированных систем.
ПК 1.1. Участвовать
в эксплуатации компонентов подсистем
безопасности автоматизированных систем, в проверке их технического
состояния, в проведении технического обслуживания и текущего ремонта, устранении отказов и
восстановлении работоспособности.
ПК1.2. Выполнять
работы по администрированию подсистем
безопасности автоматизированных систем.
ПК1.3. Производить
установку и адаптацию компонентов подсистем безопасности автоматизированных
систем.
ПК1.4. Организовывать мероприятия по охране
труда и технике безопасности в процессе эксплуатации автоматизированных
систем и средств защиты информации в них.
ПК 1.5. Вести
техническую документацию, связанную
с эксплуатацией средств технической защиты и контроля информации
в автоматизированных системах.
5.4.2. Применение
программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности.
ПК 2.1. Применять
программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности.
ПК 2.2. Участвовать
в эксплуатации программно-аппаратных средств обеспечения информационной
безопасности, в проверке их технического состояния, в проведении
технического обслуживания и текущего
ремонта, устранении отказов и восстановлении работоспособности.
ПК2.3. Участвовать в мониторинге эффективности применяемых
программно- аппаратных средств обеспечения информационной
безопасности.
ПК2.4. Участвовать в обеспечении учета, обработки,
хранения и
передачи конфиденциальной информации.
ПК 2.5. Решать
частные технические задачи, возникающие
при проведении всех видов плановых и внеплановых контрольных проверок, при аттестации объектов, помещений, программ,
алгоритмов.
ПК2.6. Применять нормативные правовые акты,
нормативно-
методические документы по обеспечению информационной безопасности
программно-аппаратными средствами.
5.4.3. Применение
инженерно-технических средств обеспечения информационной безопасности.
ПК3.1. Применять инженерно-технические
средства обеспечения
информационной безопасности.
ПК 3.2. Участвовать
в эксплуатации инженерно-технических средств обеспечения информационной
безопасности, в проверке их технического состояния, в проведении
технического обслуживания и текущего
ремонта, устранении отказов и восстановлении работоспособности.
ПК3.3. Участвовать в мониторинге эффективности применяемых
инженерно-технических средств обеспечения информационной
безопасности.
ПК 3.4. Решать
частные технические задачи, возникающие
при проведении всех видов плановых и внеплановых контрольных проверок, при аттестации объектов, помещений,
технических средств.
ПК3.5. Применять нормативные правовые акты,
нормативно-
методические документы по обеспечению информационной безопасности
инженерно-техническими средствами.
5.4.4. Эксплуатация
комплексных систем обеспечения
информационной безопасности в автоматизированных системах.
ПК4.1. Участвовать в разработке организационной
структуры
комплексной системы обеспечения информационной безопасности.
ПК4.2. Участвовать в оценке эффективности
комплексной системы обеспечения информационной безопасности.
ПК4.3. Участвовать
в мониторинге эффективности комплексных
систем обеспечения информационной безопасности.
5.4.6. Выполнение
работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности
СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и защита выпускной
квалификационной работы).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной
образовательной программы по циклам должна составлять около
70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная
часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления
подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения
дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения
конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального
рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули
вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий
гуманитарный и социально-экономический, математический и общий
естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и
профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В
состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных
курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся
учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического
цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение следующих обязательных
дисциплин: «Основы философии», «История», «Иностранный язык», «Физическая
культура»; углубленной подготовки – «Основы философии», «История», «Психология
общения», «Иностранный язык», «Физическая культура».
Обязательная часть
профессионального цикла ОПОП СПО как базовой, так и углубленной подготовки должна
предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Объем
часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 68 часов,
из них на освоение основ военной службы – 48 часов.
Структура
основной профессиональной образовательной программы
среднего
профессионального образования базовой подготовки
Таблица 3
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования
к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максималь-ной
учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных
занятий |
Индекс и наименование дисциплин,
междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых
компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП |
3402 |
2268 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий
гуманитарный и социально-экономический цикл |
648 |
432 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и
этических проблемах, связанных |
|
48 |
ОГСЭ.01 Основы философии |
ОК 1-10 ПК 2.3 ПК 3.3 |
|
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. |
|
48 |
ОГСЭ.02 История |
ОК 1-10 |
|
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности. |
|
168 |
ОГСЭ.03 Иностранный язык |
ОК 1-10 ПК 1.5 ПК 2.6 ПК 3.5 |
|
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни. |
336 |
168 |
ОГСЭ.04 Физическая культура |
ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 10 |
ЕН.00 |
Математический и
общий естественнонаучный цикл |
324 |
216 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: выполнять
операции над матрицами и решать применять методы дифференциального и использовать
основные положения теории применять стандартные
методы и модели пользоваться
пакетами прикладных программ для решения вероятностных и статистических
задач; знать: основы линейной
алгебры и аналитической основные положения
теории множеств; основные понятия
и методы дифференциального и интегрального исчисления; основные понятия
и методы теории вероятностей и математической статистики; основные статистические
пакеты прикладных логические операции, законы и функции
алгебры логики. |
|
|
ЕН.01 Математика |
ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 8 ОК 9 ОК 11 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 2.1-2.3 |
|
В результате изучения обязательной части цикла уметь: строить логические
схемы и алгоритмы; использовать
средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной
техники; использовать
языки программирования, строить логически правильные и эффективные
программы; осваивать и использовать
базовые системные знать: общий состав и
структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем; основные функции,
общие принципы
построения алгоритмов, стандартные типы
данных; базовые системные
программные продукты и |
|
|
ЕН.02 Информатика |
ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 8 ОК 9 ОК 12 ОК 13 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 2.1-2.3 |
П. 00 |
Профессиональный
цикл |
2430 |
1620 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные
дисциплины |
1134 |
756 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: классифицировать
конфиденциальную применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации; классифицировать основные угрозы безопасности информации; выбирать и применять
методы и средства защиты информации; знать: сущность и понятие
информационной место информационной
безопасности в системе источники угроз информационной безопасности и меры по их предотвращению; жизненные циклы конфиденциальной
информации в процессе ее создания, обработки, передачи и т.д.; современные виды, средства и способы
защиты |
|
|
ОП.01 Основы информационной безопасности |
ОК 1-5 ОК 8-10 ПК 2.3 ПК 2.6 ПК 3.3 ПК 3.5 |
|
уметь: пользоваться
основными видами современной правильно эксплуатировать
и устранять знать: назначение и
принципы работы основных узлов структурные
схемы и порядОК взаимодействия |
|
|
ОП.02 Технические средства информатизации |
ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 8 ОК 9 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 2.2 ПК 3.2 |
|
уметь: разрабатывать
нормативно-методические выявлять каналы
утечки информации; знать: основные правовые
положения в области законодательные
основы организации защиты правовые нормы
и стандарты по лицензированию организационное
обеспечение информационной безопасности на предприятиях, ведение
защищённого делопроизводства, принципы и методы организации
деятельности служб безопасности. |
|
|
ОП.03 Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности |
ОК 1-5 ОК 8 ОК 10 ОК 13 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 2.4 ПК 2.6 ПК 3.5 |
|
уметь: творчески применять знания о системах
отслеживать
тенденции развития систем и сетей электросвязи, внедрения новых
служб и услуг связи; разрабатывать
структурные схемы систем и сетей связи с заданными характеристиками; знать: основные понятия
и определения в области систем передачи информации; принципы кодирования
и представления принципы работы
современных сетей передачи данных. |
|
|
ОП.04 Сети и системы передачи информации |
ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 8 ОК 9 ОК 13 ПК 1.1 ПК 1.3 ПК 2.4 |
|
уметь: использовать
языки программирования; работать в интегрированной
среде знать: типы данных,
базовые конструкции изучаемых языков программирования; интегрированные
среды изучаемых языков |
|
|
ОП.05 Основы алгоритмизации и программирования |
ОК 1, 2 ОК 4, 5 ОК 8, 9 ОК 12 ПК 1.1, 1.2 ПК 2.1-2.3 ПК 2.5 |
|
уметь: снимать характеристики
и определять основные определять основные
параметры аналоговых и знать: назначение,
устройство, условные обозначения, параметры и
характеристики аналоговых принципы построения
и функционирования базовые схемные
конфигурации аналоговых операционные
усилители и их применение; интегральные
ключи на различных базовых базовые логические
элементы на основе запоминающие
логические элементы; основные типы
цифровых интегральных генераторы
прямоугольных и треугольных |
|
|
ОП.06 Электроника и схемотехника |
ОК 2 ОК 4 ОК 8 ОК 9 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.3 ПК 3.1-3.4 |
|
уметь: эксплуатировать
распространенные операционные системы; администрировать
распространенные знать: принципы
построения, состав, структуру и функции современных операционных
систем; консольные и
графические интерфейсы механизмы и
интерфейсы ввода-вывода информации и взаимодействия с периферийными
устройствами, реализуемые современными операционными механизмы и
интерфейсы управления оперативной и виртуальной памятью в современных
операционных системах; многозадачность
в современных операционных системах, механизмы и интерфейсы
управления механизмы и
интерфейсы взаимодействия |
|
|
ОП.07 Операционные системы |
ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 8 ОК 9 ОК 13 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 2.1 ПК 2.2 |
|
уметь: эксплуатировать
распространенные системы администрировать
распространенные системы управления базами данных, выполнять работы
знать:
состав и структуру
современных систем механизмы и
интерфейсы выполнения клиентских запросов к базам данных; -
средства и методы поддержки синтагматической
и парадигматической целостности информации |
|
|
ОП.08 Системы управления базами данных |
ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 8 ОК 9 ОК 13 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 2.1 ПК 2.2 |
|
уметь: рассчитывать по принятой
методологии основные технико-экономические показатели деятельности
знать: организацию производственного
и материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия); показатели их эффективного использования; механизмы ценообразования
на продукцию формы оплаты труда в современных условиях; инновационную и инвестиционную политику, внешнеэкономическую деятельность предприятия, методику разработки бизнес-плана. |
|
|
ОП.09. Экономика отрасли |
ОК 1-4 ОК 6 ОК 7 ПК 2.3 ПК 3.3 |
|
уметь: участвовать
в организации собеседований проводить инструктаж сотрудников; использовать кадровые документы сотрудников; знать: понятие и
принципы управления персоналом законодательные
и нормативные акты, структуру персонала; организационную структуру службы управления персоналом; кадровое,
информационное и техническое организацию работы с персоналом; порядок работы
и методы инструктирования и конфликты в коллективе; организационное обеспечение документирования управления персоналом; процессы документирования трудовой функции, виды и психологию менеджмента; основы организации
работы коллектива особенности менеджмента в
области |
|
|
ОП.10 Менеджмент |
ОК 1-3 ОК 6-8 ПК 1.5 ПК 2.5 ПК 2.6 ПК 3.4 ПК 3.5 |
|
уметь: организовывать и проводить
мероприятия предпринимать профилактические
меры для снижения уровня опасностей различного вида и использовать средства
индивидуальной применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные
знания в ходе исполнения обязанностей военной службы владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных
опасностей основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва
граждан на военную службу и поступления на нее основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
68 |
ОП.11 Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1-5 ОК 8-13 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 2.2 ПК 3.2 |
ПМ.00 |
Профессиональные
модули |
1296 |
864 |
|
|
ПМ.01 |
Эксплуатация
подсистем безопасности автоматизированных систем В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:
в эксплуатации компонентов подсистем
безопасности автоматизированных систем, в их диагностике, в администрировании
подсистем безопасности в установке
компонентов подсистем безопасности уметь: эксплуатировать
компоненты подсистем обеспечивать
работоспособность, обнаруживать и устранять неисправности подсистем
безопасности осуществлять
комплектование, конфигурирование, настройку подсистем безопасности
производить
установку, адаптацию и использовать
и оформлять техническую документацию в соответствии с действующими
нормативными документами; анализировать
и оценивать состояние техники безопасности; организовывать и
конфигурировать компьютерные сети; работать с
протоколами разных уровней; устанавливать и
настраивать параметры протоколов; знать: состав и принципы
работы операционных систем и сред; принципы разработки
алгоритмов программ; основные приемы
программирования; модели баз данных; классификацию,
принципы построения, основные методы
организации и проведения правила и нормы
охраны труда, техники основные понятия
компьютерных сетей и их аппаратные компоненты; сетевые модели,
протоколы и их установку в операционных системах; адресацию в
сетях, организацию межсетевого воздействия. |
|
|
МДК. 01.01. Эксплуатация подсистем безопасности автоматизированных систем МДК 01.02. Эксплуатация компьютерных сетей |
ОК 1-13 ПК 1.1-1.5 ПК 2.2 ПК 3.2 |
ПМ.02 |
Применение
программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: в применении
программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности; в диагностике,
устранении отказов и в мониторинге эффективности программно- в обеспечении
учета, обработки, хранения и в решении частных
технических задач, в применении
нормативных правовых актов, уметь: применять программно-аппаратные
средства диагностировать,
устранять отказы и обеспечивать работоспособность программно-аппаратных
средств обеспечения информационной безопасности; оценивать эффективность
применяемых участвовать в
обеспечении учета, обработки, решать частные
технические задачи, возникающие при аттестации объектов, помещений,
программ, применять нормативные
правовые акты, знать: методы и формы
применения программно- особенности
применения программно-аппаратных средств обеспечения информационной
безопасности типовые модели
управления доступом; типовые средства,
методы и протоколы типовые средства
и методы ведения аудита и типовые средства
и методы обеспечения основные понятия
криптографии. |
|
|
МДК. 02.01. Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности МДК. 02.02. Основы криптографической защиты |
ОК 1-13 ПК 2.1-2.6 |
ПМ.03 |
Применение
инженерно-технических средств В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: в применении
инженерно-технических средств обеспечения информационной безопасности; в диагностике,
устранении отказов и в мониторинге эффективности инженерно- в решении частных
технических задач, в применении
нормативных правовых актов, уметь: применять инженерно-технические
средства участвовать в
обслуживании, диагностике, участвовать
в мониторинге эффективности решать частные
технические задачи, возникающие при аттестации объектов, помещений,
технических средств; применять нормативные
правовые акты, знать: конструкцию и основные характеристики физические пути
возникновения утечки номенклатуру
и характеристики аппаратуры, номенклатуру
применяемых средств охраны и безопасности,
инженерной защиты и технической номенклатуру
применяемых средств защиты |
|
|
МДК. 03.01. Применение инженерно-технических средств обеспечения информационной безопасности |
ОК 1-13 ПК 3.1-3.5 |
ПМ.04 |
Выполнение работ по
одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть
циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
1134 |
756 |
|
|
|
Всего часов
обучения по циклам ОПОП |
4536 |
3024 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
25 нед. |
900 |
|
ОК 1-13 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.6 ПК 3.1-3.5 ПК 4.1-4.3 |
ПП.00 |
Производственная
практика (по профилю специальности) |
||||
ПДП.00 |
Производственная
практика (преддипломная) |
4 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная
аттестация |
5 нед. |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная
(итоговая) аттестация |
6 нед. |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 нед. |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 нед. |
|
|
|
Таблица 4
Нормативный срок освоения
ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования
составляет 147 недель, в том числе:
Обучение
по учебным циклам |
84
нед. |
Учебная
практика |
14
нед. |
Производственная
практика (по профилю специальности) |
11
нед. |
Производственная
практика (преддипломная) |
4
нед. |
Промежуточная
аттестация |
5
нед. |
Государственная
(итоговая) аттестация |
6
нед. |
Каникулярное
время |
23
нед. |
Итого |
147
нед. |
Структура основной
профессиональной образовательной программы среднего
профессионального образования углубленной подготовки
Таблица 5
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей,
требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максималь-ной
учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных
занятий |
Индекс и наименование дисциплин,
междисциплинарных курсов (МДК) |
Коды формируемых
компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП |
4806 |
3204 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий
гуманитарный и социально-экономический цикл |
930 |
620 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и
этических проблемах, связанных |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
ОК 1-13 ПК 2.3 ПК 3.3 |
|
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI в; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
ОК 1-13 |
|
уметь: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности; использовать
приемы саморегуляции поведения знать: взаимосвязь общения и деятельности; цели, функции, виды и уровни общения; роли и ролевые ожидания в общении; виды социальных взаимодействий; механизмы взаимопонимания в общении; техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения; этические принципы общения; источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов |
|
48 |
ОГСЭ.03. Психология общения |
ОК 1-13 ПК 4.1-4.3 |
|
уметь: общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности |
|
238 |
ОГСЭ.04. Иностранный язык |
ОК 1-13 ПК 1.5 ПК 2.6 ПК 3.5 |
|
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
476 |
238 |
ОГСЭ.05. Физическая культура |
ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 10 |
ЕН.00 |
Математический и
общий естественнонаучный цикл |
474 |
316 |
|
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: выполнять
операции над матрицами и решать применять методы дифференциального и использовать
основные положения теории применять стандартные
методы и модели пользоваться
пакетами прикладных программ для решения вероятностных и статистических
задач; знать: основы линейной
алгебры и аналитической основные положения
теории множеств; основные понятия
и методы дифференциального и интегрального исчисления; основные понятия
и методы теории вероятностей и математической статистики; основные статистические
пакеты прикладных логические операции, законы и функции
алгебры логики. |
|
|
ЕН.01 Математика |
ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 8 ОК 9 ОК 11 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 2.1-2.3 |
|
В результате изучения обязательной части цикла уметь: строить логические
схемы и алгоритмы; использовать
средства операционных систем и сред для обеспечения работы вычислительной
техники; использовать
языки программирования, строить логически правильные и эффективные
программы; осваивать и использовать
базовые системные знать: общий состав и
структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем; основные функции,
общие принципы
построения алгоритмов, стандартные типы
данных; базовые системные
программные продукты и |
|
|
ЕН.02 Информатика |
ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 8 ОК 9 ОК 12 ОК 13 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 2.1-2.3 |
П.00 |
Профессиональный цикл |
3402 |
2268 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные
дисциплины |
1620 |
1080 |
|
|
|
В результате изучения обязательной
части цикла уметь: классифицировать
основные угрозы безопасности информации, выбирать и применять
методы и средства защиты информации; знать: источники угроз
информационной безопасности и меры по их предотвращению; основы правовых,
организационных и законодательство
РФ в области информационной безопасности, защиты государственной тайны и основные нормативные
и руководящие документы, регламентирующие информационную
безопасность жизненные циклы
конфиденциальной информации современные
виды, средства и способы защиты |
|
|
ОП.01. Основы информационной безопасности |
ОК 1-5 ОК 8-10 ПК 2.3 ПК 2.6 ПК 3.3 ПК 3.5 |
|
уметь: пользоваться
основными видами современной правильно эксплуатировать
и устранять выявленные дефекты технических средств информатизации; знать: назначение и
принципы работы основных узлов структурные
схемы и порядок взаимодействия |
|
|
ОП.02. Технические средства информатизации |
ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 8 ОК 9 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 2.2 ПК 3.2 |
|
уметь: разрабатывать
нормативно-методические документы по организационной защите
информации; выявлять каналы
утечки информации; знать: основные правовые
положения в области законодательные
основы организации защиты правовые нормы
и стандарты по лицензированию организационное
обеспечение информационной безопасности на предприятиях, ведение
защищённого делопроизводства, принципы и методы организации
деятельности служб безопасности. |
|
|
ОП.03. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности |
ОК 1-5 ОК 8 ОК 10 ОК 13 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 2.4 ПК 2.6 ПК 3.5 |
|
уметь: творчески применять
знания о системах отслеживать
тенденции развития систем и сетей электросвязи, внедрения новых
служб и услуг связи; разрабатывать
структурные схемы систем и сетей связи с заданными характеристиками; знать: основные понятия
и определения в области систем передачи информации; принципы кодирования
и представления принципы работы
современных сетей передачи |
|
|
ОП.04. Сети и системы передачи информации |
ОК 1 ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 8 ОК 9 ОК 13 ПК 1.1 ПК 1.3 ПК 2.4 |
|
уметь: использовать
языки программирования высокого уровня; работать в интегрированной
среде знать: типы данных,
базовые конструкции изучаемых интегрированные
среды изучаемых языков |
|
|
ОП.05. Основы алгоритмизации и программирования |
ОК 1, 2 ОК 4, 5 ОК 8, 9 ОК 12 ПК 1.1, 1.2 ПК 2.1-2.3 ПК 2.5 |
|
уметь: снимать характеристики
и определять основные определять основные
параметры аналоговых и знать: назначение,
устройство, условные обозначения, параметры и
характеристики аналоговых принципы построения
и функционирования типовых усилительных звеньев, использование
обратных связей; базовые схемные
конфигурации аналоговых операционные
усилители и их применение; интегральные
ключи на различных базовых базовые логические
элементы на основе биполярных и полевых транзисторов; запоминающие
логические элементы; основные типы
цифровых интегральных микросхем; генераторы
прямоугольных и треугольных |
|
|
ОП.06. Электроника и схемотехника |
ОК 2 ОК 4 ОК 8 ОК 9 ПК 1.3 ПК 1.4 ПК 2.3 ПК 3.1-3.4 |
|
уметь: эксплуатировать
распространенные операционные системы; администрировать
распространенные знать: принципы
построения, состав, структуру и функции современных операционных
систем; консольные и
графические интерфейсы механизмы и
интерфейсы ввода-вывода информации и взаимодействия с периферийными
устройствами, реализуемые современными операционными механизмы и
интерфейсы управления оперативной и виртуальной памятью в современных
операционных системах; многозадачность
в современных операционных системах, механизмы и интерфейсы управления
механизмы и
интерфейсы взаимодействия |
|
|
ОП.07. Операционные системы |
ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 8 ОК 9 ОК 13 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 2.1 ПК 2.2 |
|
уметь: эксплуатировать распространенные системы администрировать распространенные системы управления базами
данных, выполнять работы знать: состав и структуру современных систем управления базами
данных; механизмы и интерфейсы выполнения клиентских запросов к
базам данных; средства и методы поддержки синтагматической и парадигматической
целостности информации в базах данных. |
|
|
ОП.08. Системы управления базами данных |
ОК 2 ОК 4 ОК 5 ОК 8 ОК 9 ОК 13 ПК 1.1 ПК 1.2 ПК 2.1 ПК 2.2 |
|
уметь: рассчитывать
по принятой методологии основные знать: организацию
производственного и технологического процессов; материально-технические,
трудовые и финансовые показатели
их эффективного использования; механизмы
ценообразования на продукцию (услуги); формы
оплаты труда в современных условиях; инновационную
и инвестиционную политику, внешнеэкономическую
деятельность предприятия, методику
разработки бизнес-плана. |
|
|
ОП.09. Экономика
отрасли |
ОК 1-4 ОК 6 ОК 7 ПК 2.3 ПК 3.3 |
|
уметь: участвовать
в организации собеседований проводить инструктаж сотрудников; использовать кадровые документы сотрудников; знать: понятие и
принципы управления персоналом законодательные
и нормативные акты, структуру персонала; организационную структуру службы управления персоналом; кадровое,
информационное и техническое организацию работы с персоналом; порядок работы
и методы инструктирования и конфликты в коллективе; организационное обеспечение документирования управления персоналом; процессы документирования трудовой деятельности работников; функции, виды и психологию менеджмента; основы организации
работы коллектива особенности менеджмента в
области |
|
|
ОП.10. Менеджмент |
ОК 1-3 ОК 6-8 ПК 1.5 ПК 2.5 ПК 2.6 ПК 3.4 ПК 3.5 |
|
уметь: решать типовые
задачи кодирования и знать: основные
термины и определения теории множеств; определения
и свойства основных алгебраических структур, используемых в криптографии; основные
термины и определения теории булевых функций; основные
понятия теории информации: энтропия, взаимная информация, источники
сообщений, каналы связи, коды; основные методы
помехоустойчивого кодирования каналов связи. |
|
|
ОП.11 Математические основы защиты информации |
ОК 1,2 ОК 4,5 ОК 8,9 ПК 1.2 ПК 2.2, 2.3 ПК 3.2 |
|
уметь: рассчитывать основные характеристики
систем и средств локализации электромагнитных полей; классифицировать физические поля
различной знать: основные характеристики электрического поля; основные понятия и законы электродинамики
и особенности
распространения электромагнитных и акустических волн; принципы
расчета основных характеристик систем локализации электромагнитных
и акустических полей. |
|
|
ОП. 12 Физические основы защиты информации |
ОК 1,2 ОК 4,5 ОК 8,9 ПК 1.2 ПК 2.2, 2.3 ПК 3.2 |
|
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения; ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности; применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью; владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы; оказывать первую помощь пострадавшим; знать: принципы обеспечения
устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки
последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в
том числе основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации; основы военной службы и обороны государства; задачи и основные мероприятия гражданской обороны; способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах; организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке; основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО; область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
68 |
ОП.13. Безопасность жизнедеятельности |
ОК 1-5 ОК 8-13 ПК 1.4 ПК 1.5 ПК 2.2 ПК 3.2 |
ПМ.00 |
Профессиональные
модули |
1782 |
1188 |
|
|
ПМ.01 |
Эксплуатация
подсистем безопасности автоматизированных систем В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт:
в эксплуатации компонентов подсистем
безопасности автоматизированных систем, в их диагностике, в администрировании
подсистем безопасности в установке
компонентов подсистем безопасности уметь: эксплуатировать
компоненты подсистем обеспечивать
работоспособность, обнаруживать и устранять неисправности подсистем
безопасности осуществлять
комплектование, конфигурирование, настройку подсистем безопасности
производить
установку, адаптацию и использовать
и оформлять техническую документацию в соответствии с действующими
нормативными документами; анализировать
и оценивать состояние техники безопасности; организовывать и
конфигурировать компьютерные сети; работать с
протоколами разных уровней; устанавливать и
настраивать параметры протоколов; знать: состав и принципы
работы операционных систем и сред; принципы разработки
алгоритмов программ; основные приемы
программирования; модели баз данных; классификацию,
принципы построения, основные методы
организации и проведения правила и нормы
охраны труда, техники основные понятия
компьютерных сетей и их аппаратные компоненты; сетевые модели,
протоколы и их установку в операционных системах; адресацию в
сетях, организацию межсетевого воздействия. |
|
|
МДК. 01.01. Эксплуатация подсистем безопасности автоматизированных систем МДК 01.02. Эксплуатация компьютерных сетей |
ОК 1-13 ПК 1.1-1.5 ПК 2.2 ПК 3.2 |
ПМ.02 |
Применение
программно-аппаратных средств обеспечения информационной безопасности В результате изучения профессионального
модуля иметь практический опыт: в применении
программно-аппаратных средств в диагностике,
устранении отказов и восстановлении работоспособности программно-аппаратных
средств обеспечения информационной безопасности; в мониторинге эффективности программно- в обеспечении
учета, обработки, хранения и в решении частных
технических задач, в применении
нормативных правовых актов, нормативно-методической документации
по обеспечению уметь: применять программно-аппаратные
средства диагностировать,
устранять отказы и обеспечивать работоспособность программно-аппаратных
средств обеспечения информационной безопасности; оценивать эффективность
применяемых участвовать в
обеспечении учета, обработки, решать частные
технические задачи, возникающие при аттестации объектов, помещений,
программ, применять нормативные
правовые акты, знать: методы и формы
применения программно- особенности
применения программно-аппаратных средств обеспечения информационной
безопасности типовые модели
управления доступом; типовые средства,
методы и протоколы типовые средства
и методы ведения аудита и типовые средства
и методы обеспечения основные понятия криптографии. |
|
|
МДК. 02.01. Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности МДК. 02.02. Основы криптографической защиты |
ОК 1-13 ПК 2.1-2.6 |
ПМ.03 |
Применение
инженерно-технических средств В результате изучения профессионального
модуля иметь практический опыт: в применении
инженерно-технических средств в диагностике,
устранении отказов и восстановлении работоспособности инженерно-технических
средств обеспечения информационной безопасности; в мониторинге эффективности инженерно- в решении частных
технических задач, в применении
нормативных правовых актов, уметь: применять инженерно-технические
средства участвовать в
обслуживании, диагностике, участвовать
в мониторинге эффективности решать частные
технические задачи, возникающие при аттестации объектов, помещений,
технических средств; применять нормативные
правовые акты, знать: конструкцию и основные характеристики физические пути
возникновения утечки номенклатуру
и характеристики аппаратуры, номенклатуру
применяемых средств охраны и номенклатуру
применяемых средств защиты |
|
|
МДК. 03.01. Применение инженерно-технических средств обеспечения информационной безопасности |
ОК 1-13 ПК 3.1-3.5 |
ПМ.04 |
Эксплуатация комплексных систем обеспечения В результате изучения профессионального
модуля иметь практический опыт: работы в подразделениях
защиты информации; участия в организации
мероприятий внутреннего сравнительного
анализа технических и уметь: эксплуатировать
комплексные системы обеспечения информационной безопасности в
автоматизированных системах; участвовать в
рассмотрении технических заданий на проектирование, эскизных,
технических и рабочих участвовать в
определении, формализации и оценке информационных рисков; знать: порядок применения
системного анализа современные
средства и методы построения полный цикл мероприятий
по комплексному |
|
|
МДК. 04.01. Эксплуатация комплексных систем обеспечения информационной безопасности в автоматизированных системах |
ОК 1-13 ПК 4.1-4.3 |
ПМ.05 |
Выполнение работ по
одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих |
|
|
|
|
|
Вариативная часть
циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
1620 |
1080 |
|
|
|
Всего часов
обучения по циклам ОПОП |
6426 |
4284 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
29 нед. |
1044 |
|
ОК 1-13 ПК 1.1-1.5 ПК 2.1-2.6 ПК 3.1-3.5 ПК 4.1-4.3 |
ПП.00 |
Производственная
практика (по профилю специальности) |
|
|||
ПДП.00 |
Производственная
практика (преддипломная) |
4 (нед.) |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная
аттестация |
7 (нед.) |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная
(итоговая) аттестация |
6 (нед.) |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка выпускной квалификационной работы |
4 (нед.) |
|
|
|
ГИА.02 |
Защита выпускной квалификационной работы |
2 (нед.) |
|
|
|
Таблица 6
Нормативный срок освоения
ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования
составляет 199 недель, в том числе:
Обучение
по учебным циклам |
119 нед. |
Учебная
практика |
15
нед. |
Производственная
практика (по профилю специальности) |
14
нед. |
Производственная
практика (преддипломная) |
4 нед. |
Промежуточная
аттестация |
7 нед. |
Государственная
(итоговая) аттестация |
6 нед. |
Каникулярное
время |
34 нед. |
Итого
|
199
нед. |
VII. ТРЕБОВАНИЯ К
УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ
ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает
ОПОП СПО на основе примерной основной
профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный
план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей
специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки
ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом
направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей,
конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и
знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к
которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным
учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При
формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную
часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины
и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в
соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности
образовательного учреждения;
имеет право определять для освоения обучающимися в
рамках профессионального модуля профессию рабочего, должность служащего (одну
или несколько) согласно приложению к ФГОС;
обязано
ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в
части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным
заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных
дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной
практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей
образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей
развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной
сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным
образовательным стандартом;
обязано
в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко
формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям,
приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано
обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с
совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров
производственного обучения;
обязано
обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании
индивидуальной образовательной программы;
обязано сформировать
социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего
развития и социализации личности, способствовать развитию воспитательного
компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого
самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно
предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в
образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий
(компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций,
психологических и иных тренингов, групповых дискуссий и т.п.) в сочетании с
внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных
компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие
права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной
траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и
профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том
числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося
от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и
развития личности, достижения результатов при освоении основной
профессиональной образовательной программы в части развития общих
компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления,
работе общественных организаций, спортивных
и творческих клубов;
обучающиеся
обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной
образовательной программой;
обучающимся должна быть
предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества
образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54
академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной
(самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной
образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме
получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очно-заочной
(вечерней) форме получения образования составляет
16 академических часов в неделю.
7.6. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в год при заочной форме
получения образования составляет 160 академических часов.
7.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8–11
недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.8. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной
работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному
модулю (модулям) профессионального цикла и реализуется в пределах времени,
отведенного на ее (их) изучение.
7.9. Дисциплина «Физическая
культура» предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и
2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных
занятий в спортивных клубах, секциях).
7.10. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек
использовать часть учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
(48 часов), отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ
медицинских знаний.
7.11. Нормативный срок освоения
основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего
профессионального образования при очной форме получения образования для лиц,
обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1
год) из расчета:
теоретическое обучение
(при обязательной учебной нагрузке 36 часов в неделю) |
39 нед. |
промежуточная
аттестация |
2 нед. |
каникулярное
время |
11 нед. |
7.12. Консультации для обучающихся
очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением
в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период
реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе
основного общего образования. Формы
проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные.)
определяются образовательным учреждением.
7.13. В
период обучения с юношами проводятся учебные сборы3.
7.14. Практика является обязательным
разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих
практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО
предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика
состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной
практики.
Учебная практика и
производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным
учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках
профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в
несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями
в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и
формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду
практики.
Производственная практика
должна проводиться в организациях, направление деятельности которых
соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам
производственной практики проводится с учетом (или на основании)
результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.15. Реализация основной
профессиональной образовательной программы по специальности среднего
профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами,
имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины
(модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей
профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за
освоение обучающимся профессионального
цикла, эти преподаватели должны
проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
В
структуре учебного заведения, реализующего данную основную профессиональную
образовательную программу, должно быть отдельное подразделение, курирующее специальность
«Информационная безопасность автоматизированных систем».
7.16. Основная профессиональная образовательная программа
должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам,
междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная
работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени,
затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных
профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом
каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по
полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной
программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны
быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен
быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием
по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим
печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу
(включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными
и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по
дисциплинам всех циклов, изданной за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен
включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания, в
том числе правовые нормативные акты и
нормативные методические документы в области информационной безопасности
в расчете 1–2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен
быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не
менее чем
из 3-х наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение
должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с
отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к
современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети
Интернет.
7.17. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП
утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации
ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов
финансирования государственного образовательного учреждения[3].
7.18. Образовательное учреждение, реализующее основную
профессиональную образовательную программу по специальности среднего
профессионального образования, должно располагать материально-технической
базой, включая приборы, оборудование и программно-аппаратные средства
специального назначения, обеспечивающей
проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий,
дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики,
предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая
база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.
Реализация ОПОП
должна обеспечивать:
выполнение
обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный
компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение
обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей
образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в
зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании
электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого
обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом
изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено
необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения и
сертифицированными программными и аппаратными средствами защиты информации.
Перечень
кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений
Кабинеты:
иностранного языка;
физики;
безопасности
жизнедеятельности;
информатики.
Лаборатории:
электроники
и схемотехники;
систем
и сетей передачи информации;
аппаратных
средств вычислительной техники,
инженерно-технических
средств обеспечения информационной
безопасности;
программно-аппаратных
средств обеспечения информационной
безопасности.
Мастерские:
радиомонтажная.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого
профиля с элементами полосы препятствий;
стрелковый тир (в любой
модификации, включая электронный) или место для стрельбы.
Залы:
библиотека, читальный зал с
выходом в сеть Интернет;
актовый зал.
VIII. Требования
к оцениванию качества освоения основной
профессиональной образовательной программы
8.1. Оценка
качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний,
промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний,
промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю
разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до
сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их
персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и
промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие
оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств
для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением
самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации –
разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после
предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением
должны быть созданы условия для максимального
приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по
дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их
будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей
конкретной дисциплины (междисциплинарного курса), в качестве внешних экспертов
должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные
дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и
выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка
уровня освоения дисциплин;
оценка
компетенций обучающихся.
Для
юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.
8.5. Необходимым условием
допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение
обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении
практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том
числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых
результатах, дополнительные
сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по
специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация
включает подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Обязательное
требование – соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию
одного или нескольких профессиональных модулей.
Требования к содержанию,
объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка
проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО,
утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции
по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в
сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской
Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1.
Государственный экзамен вводится по усмотрению
образовательного учреждения.
Приложение к ФГОС СПО
по специальности 090305 Информационная безопасность
автоматизированных систем
ПЕРЕЧЕНЬ
профессий рабочих, должностей служащих, рекомендуемых
к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО
Код по
Общероссийскому классификатору
профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94) |
Наименование
профессий рабочих, должностей служащих |
1 |
2 |
16199 |
Оператор электронно-вычислительных
и |
[1] Образовательные
учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе основного общего образования,
реализуют федеральный государственный образовательный стандарт среднего
(полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального
образования.
[2]
Пункт 1 статьи 13
Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»
от 28 марта
[3]
Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10
июля