ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Совета УМО Заместитель Министра образования
протокол № 1 Российской Федерации
Б.А.Погорелов В.Д. Шадриков
П О Л О Ж Е Н И Е
об учебно-методическом объединении высших
учебных заведений Российской Федерации
по образованию в области информационной безопасности
Разработано в соответствии с Типовым положением об учебно-методическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования России
от 17.04.2000 г. № 1742
Москва
2001
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Учебно-методическое объединение высших учебных заведений Российской Федерации по образованию в области информационной безопасности (далее - УМО ИБ) является государственно-общественным объединением в системе высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации.
1.2. Основными задачами УМО ИБ являются участие в разработке проектов государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов, координация действий научно-педагогической общественности вузов, представителей ведомств, предприятий, учреждений и организаций по обеспечению качества и развития содержания высшего и послевузовского профессионального образования, разработка предложений по структуре отнесенной к его компетенции области высшего и послевузовского профессионального образования и содержанию основных образовательных программ.
1.3. УМО ИБ создано приказом Госкомвуза России от 09.04.96 г. № 613 на базе Института криптографии, связи и информатики Академии ФСБ России (ИКСИ Академии ФСБ России).
За УМО ИБ приказом Минобразования России от 31.05.01. г. № 2209 закреплены следующие специальности высшего профессионального образования:
"Криптография" - 075100 (стандарт закрытый)
"Компьютерная безопасность" - 075200
"Комплексное обеспечение информационной
безопасности автоматизированных систем" - 075500
"Информационная безопасность телекоммуникационных систем" - 075600
1.4. В состав Учебно-методического объединения на добровольных началах в качестве его членов входят научно-педагогические и другие работники (далее - представители) государственных высших учебных заведений Российской Федерации независимо от ведомственной подчиненности и негосударственных вузов, имеющих государственную аккредитацию (перечень вузов, представители которых входят в УМО ИБ, указан в приложении № 1), в которых реализуются основные образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям) высшего и послевузовского профессионального образования, относящимся к компетенции УМО, а также ведомств, предприятий, учреждений и организаций (перечень ведомств, предприятий, учреждений и организаций представители которых входят в состав УМО ИБ, указан в приложение № 2), заинтересованных в совершенствовании подготовки специалистов по соответствующим направлениям подготовки (специальностям).
К участию в своей работе УМО ИБ может привлекать иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вузы, предприятия, учреждения и организации, входящие в состав УМО ИБ, сохраняют установленные отношения подчиненности.
1.5. УМО ИБ строит свою деятельность на принципах равноправия всех входящих в УМО представителей вузов, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, коллегиальности руководства, гласности принимаемых решений.
1.6. Учебно-методическое объединение осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами соответствующих государственных органов управления образованием, решениями Совета Минобразования России по подготовке кадров в области обеспечения информационной безопасности и защиты государственной тайны, настоящим Положением.
Учебно-методическое объединение строит свою работу во взаимодействии с ФСБ России, ФАПСИ при Президенте Российской Федерации, Гостехкомиссией России, Аппаратом Совета Безопасности РФ, Академией криптографии РФ, МО РФ, советами ректоров и другими государственными, общественными и государственно-общественными организациями Российской Федерации.
1.7. Учебно-методическое объединение ежегодно направляет информацию по направлениям своей деятельности в федеральный (центральным) орган управления высшим профессиональным образованием и государственный орган управления образованием, создавший УМО до 1 февраля, в соответствии с установленной Минобразованием России формой.
Государственные органы управления высшим профессиональным образованием, ученые советы высших учебных заведений рассматривают и учитывают в своей деятельности решения и рекомендации УМО ИБ.
1.8. Решения учебно-методического объединения принимаются его Советом (или по его поручению Президиумом Совета) открытым голосованием простым большинством голосов при участии в голосовании не менее половины членов Совета (Президиума Совета).
Периодичность заседаний - по мере необходимости, но не реже:
- одного раза в год для Совета УМО;
- одного раза за полугодие для Президиума Совета.
В промежутках между заседаниями Совета решения по срочным вопросам принципиального характера принимаются президиумом Совета в полном составе простым большинством голосов.
Учебно-методические советы (УМС) собираются на свои заседания не реже одного раза в год. Решения на них также принимаются открытым голосованием простым большинством при участии в голосовании не менее половины членов УМС.
- ФУНКЦИИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
Для решения поставленных задач по отнесенным к компетенции УМО ИБ направлениям подготовки (специальностям) высшего и послевузовского профессионального образования учебно-методическое объединение по образованию в области информационной безопасности :
2.1. Участвует в разработке проектов государственных образовательных стандартов, требований к уровню подготовки выпускников, содержанию основных и дополнительных образовательных программ.
2.2. Формирует перечень аннотированных программ специализированной подготовки магистров, специализаций в рамках специальностей, учебно-методической литературы и материально-технического обеспечения учебного процесса.
2.3. Участвует в разработке проектов примерных учебных планов и образовательных программ высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного профессионального образования.
2.4. Организует обеспечение высших учебных заведений нормативно-методической документацией по подготовке специалистов послевузовского и всех ступеней высшего профессионального образования.
2.5. Участвует в разработке перечня направлений подготовки и специальностей высшего и послевузовского профессионального образования.
2.6. Участвует по поручению федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием в лицензировании, аттестации и аккредитации учебных заведений.
2.7. Участвует в подготовке и экспертизе проектов документов по вопросам развития высшего, послевузовского и соответствующего дополнительного профессионального образования.
2.8. Участвует в разработке программ повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава, оказывает содействие в их реализации.
2.9. Проводит по поручению федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием экспертизу аттестационных дел по присвоению ученых званий профессора и доцента преподавателям высших учебных заведений.
2.10. Вносит в федеральный (центральный) орган управления высшим профессиональным образованием, государственные органы управления образованием и федеральные органы исполнительной власти предложения по реализации государственной политики в области образования.
2.11. Участвует в разработке государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования с целью их согласованности и преемственности со стандартами высшего профессионального образования.
2.12. Участвует в разработке примерных программ экзаменов кандидатского минимума по специальностям ВАК, близким к направлениям подготовки и специальностям, соответствующим профилю и закрепленным за УМО.
2.13. Участвует в формировании перспективных планов издания учебников и учебных пособий с грифом федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием, ведомств, учебно-методических объединений.
2.14. Участвует в организации и проведении конкурсов по созданию учебной и методической литературы, аудиовизуальных средств, компьютерных программ обучения.
2.15. Проводит по поручению федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием рецензирование подготовленных к изданию рукописей учебников и учебных пособий, а также учебной и методической литературы соответствующего дополнительного профессионального образования.
2.16. Вносит в федеральный (центральный) орган управления высшим профессиональным образованием предложения по совершенствованию учебного процесса, организации, кадрового, методического и материально-технического обеспечения учебного процесса в вузах.
2.17. Проводит конференции, семинары и совещания по проблемам высшего и послевузовского профессионального образования, студенческие олимпиады и конкурсы.
2.18. Рассматривает предложения вузов, входящих в УМО ИБ, и вносит представления к награждению государственными и профессиональными знаками отличия, присвоению почетных званий, премированию за заслуги в высшей школе.
2.19. Способствует научно-методическому обеспечению интеграции военно-специального и высшего профессионального образования.
2.20. Осуществляет взаимодействие с ФСБ России, ФАПСИ при Президенте Российской Федерации, Аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации, Гостехкомиссией России, МВК по защите государственной тайны, Академией криптографии Российской Федерации, МО РФ, МВД России в реализации государственной политики в сфере подготовки кадров в области обеспечения информационной безопасности и защиты государственной тайны, а также с учебно-методическими объединениями по родственным направлениям и специальностям высшего профессионального образования.
2.21. Расширяет связи высшей школы с производством, заказчиками, фундаментальной наукой и другими областями социально-экономического комплекса страны.
- УПРАВЛЕНИЕ УМО И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Руководство деятельностью учебно-методического объединения осуществляет выборный коллегиальный орган - Совет учебно-методического объединения, сформированный из представителей вузов, федерального (центрального) органа управления высшим профессиональным образованием, а также заинтересованных ведомств, предприятий, учреждений и организаций, входящих в УМО. В перерывах между заседаниями Совета руководство деятельностью УМО ИБ осуществляет Президиум, председатель и заместитель председателя Совета УМО (приложение 3).
Председателем Совета УМО ИБ и его Президиума является начальник (ректор) ИКСИ Академии ФСБ России.
3.2. Председатель Совета УМО ИБ направляет и организует работу Совета и его Президиума, представляет УМО в органах управления образованием, осуществляет связь с ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, привлекает профессорско-преподавательский состав вузов, входящих в УМО, для работы в его советах и комиссиях.
3.3. В ИКСИ Академии ФСБ России введена должность проректора по учебно-методическому объединению - заместителя председателя Совета УМО, который назначается и освобождается установленным порядком по согласованию с федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием.
Заместитель председателя Совета УМО организует работу по выполнению решений Совета, осуществляя непосредственное оперативное руководство деятельностью учебно-методического объединения в соответствии с возложенными на УМО ИБ задачами.
3.4. Учебно-методическое объединение имеет следующую структуру:
- Совет УМО, состоящий из председателя, заместителя председателя Совета, представителей Минобразования России, заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, вузов, предприятий и организаций, входящих в УМО ИБ;
- Президиум Совета;
- Учебно-методические советы (УМС) по специальностям и функциональным направлениям деятельности УМО, учебно-методические секции (приложение 4).
3.5. Составы учебно-методических советов формируются из числа ведущих преподавателей по представлению ректоров вузов, входящих в состав УМО. Председателями учебно-методических советов являются, как правило, ведущие специалисты ИКСИ (проректоры, деканы, заведующие кафедрами) в соответствующих областях. Составы и руководители учебно-методических советов, секций утверждаются председателем Совета УМО. УМС выполняет основную текущую работу в соответствии с п.2 данного Положения.
Для выполнения функций, возложенных на УМО, его Совет имеет право формировать учебно-методические комиссии, секции, временные творческие коллективы другие учебно- методические, научно-методические и организационные структуры.
3.6. Для обеспечения функционирования УМО в ИКСИ Академии ФСБ России могут быть введены дополнительные штатные должности ученого секретаря, преподавателя-методиста, старшего референта, инспектора, ответственного исполнителя.
3.7. Государственные и местные (муниципальные) органы управлением образованием, ведомства, высшие учебные заведения, предприятия и учреждения вправе выделять базовому вузу необходимые материальные и финансовые ресурсы для обеспечения работы УМО ИБ.
- ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
4.1. Финансирование деятельности учебно-методического объединения осуществляется из средств, выделяемых базовому вузу – ИКСИ органом управления высшим профессиональным образованием, в ведении которого он находится, а также из внебюджетных источников. Кроме этого в финансировании УМО принимают участие министерства и ведомства, в интересах которых организуется подготовка специалистов.
4.2. Внебюджетными источниками финансирования учебно-методического объединения являются:
ежегодные добровольные взносы вузов, предприятий, учреждений и организаций, входящих в УМО. Размер годового взноса определяется Советом УМО;
пожертвования и целевые взносы юридических и физических лиц (в том числе и иностранных);
средства от реализации авторских программ, методических и учебных пособий, электронных учебно-методических материалов и т.п.;
платные услуги.
- Платными услугами УМО являются:
консультации по учебно-методическим вопросам;
экспертиза документов и материалов по вопросам деятельности УМО, авторских программ учебных и методических пособий;
обеспечение учебно-методическими материалами.
Стоимость платных услуг УМО для государственных и муниципальных высших учебных заведений устанавливается в соответствии с письмом Минобразования России от 24.04.97 г. № 18-55-80ин/16-16.
4.4. В ИКСИ по решению Совета УМО создан фонд денежных средств объединения, поступающих из внебюджетных источников. Использование средств фонда осуществляется по смете, утверждаемой начальником ИКСИ - председателем Совета УМО.
Членские взносы и доходы от платных услуг направляются на обеспечение деятельности УМО в соответствии с разделом 2 настоящего Положения:
- научно-методическую, учебно-организационную деятельность и техническое обеспечение работы аппарата УМО;
- приобретение вычислительной техники, оргтехники и иного оборудования для аппарата УМО;
- поощрения членов УМО за научно-методическую, экспертную и учебно-организационную работу в рамках деятельности УМО.
- тиражирование и издание материалов по линии деятельности УМО;
- проведение пленумов, конференций, заседаний учебно-методических советов, олимпиад, организуемых УМО;
- на услуги связи и почтовые расходы;
- на командировочные расходы, связанные с деятельностью УМО, включая оплату приема представителей Минобразования России;
- приобретение канцтоваров, литературы, комплектующих и расходных материалов для оргтехники;
- на оплату иных непредвиденных расходов, связанных с деятельностью УМО.
Контроль за расходованием средств осуществляет Президиум Совета УМО. Ежегодный отчет о формировании фонда и расходовании его средств утверждается на заседании Совета (президиума) УМО.
Председатель Совета Учебно-методического объединения
по образованию в области информационной безопасности
начальник ИКСИ Академии ФСБ России
академик АК РФ Б.А. Погорелов